О профилактике насилия в отношении несовершеннолетних
Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Причем утверждение, что подобное явление имеет место только в социально неблагополучных семьях, сейчас уже признано мифом.
Насилие дома и в семье чаще всего осуществляется под видом дисциплинирования ребенка, т.е. применения к нему мер физического и (или) психологического воздействия.
Тематические исследования постоянно подтверждают наличие у детей трех категорий проблем, связанных с тем, что ребенок является свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия:
- поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы – более высокий уровень агрессии, гнева, враждебности, вызывающее поведение и непослушание; плохие отношения со сверстниками, братьями и сестрами; неумение налаживать социальные отношения; низкая самооценка;
- когнитивные проблемы и проблемы отношений – низкая когнитивная функциональность, нехватка навыков разрешения конфликтов и решения проблем, принятие грубого поведения и отношения, вера в незыблемые гендерные стереотипы и главенство мужчин;
- проблемы, возникающие в долгосрочной перспективе – высокий уровень депрессии и симптомов травмы во взрослом возрасте, повышенная толерантность к насилию в отношениях и к его использованию.
Насилие в семье часто скрывается. Однако исследователи обнаружили, что 80-90% детей в семьях, где имеет место домашнее насилие, могут подробно рассказать об этом.
Необходимо отличать семейный конфликт от насилия. В основе конфликта лежит некая конкретная проблема, которую можно разрешить, а насилие, наоборот, применяется с целью обретения полной власти и контроля над пострадавшей стороной. Часто наблюдается сочетание различных видов насилия.
Необходимо обращать внимание на изменение психоэмоционального состояния ребенка. Обычно воздействие домашнего насилия на ребенка делится на четыре основные категории:
- он понимает, что происходит насилие;
- он непосредственно вовлечен в подобные события как свидетель;
- он вмешивается в ситуацию или используется в процессе насильственных действий (например, становится «живым щитом» против виновника насилия);
- он переживает последствия акта насилия.
Подростки, подвергшиеся насилию, часто совершают побеги из дома. Особенностью их поведения является избегание физических контактов с другими людьми; ношение закрытой одежды (чтобы скрыть повреждения); страх перед родителями; частые опоздания или пропуски занятий; ранний приход в учреждение образования и поздний уход домой; чрезмерное послушание; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; саморазрушающее поведение; необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут) и др.
Психологическое насилие зачастую бывает трудно распознать, т.к. в отличие от физического, явные признаки насилия психологического редко видны. Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребенка:
- беспокойность или тревожность;
- длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- малое число друзей или их отсутствие;
- низкая самооценка.
Люди, столкнувшиеся с психологическим насилием, не всегда обращаются за помощью потому, что трудно зафиксировать сам факт его применения, или потому, что не считают подобные ситуации проявлением насилия.
Особенности поведения детей: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие или, наоборот, чрезмерная ранимость; проявление низкой самооценки и отсутствия самоуважения; переживания; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе; социальная беспомощность; отсутствие интереса к играм.
Поэтому, уважаемые взрослые, давайте внимательно относиться к нашим детям!