Успеху можно научить: экономическое воспитание

В современном мире экономическое воспитание воспринимается как одно из важнейших направлений формирования личности человека, значимая часть его гуманитарного  образования.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от школьного экономического  воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.

Поступки родителей, их отношение к деньгам и вещам усваиваются детьми особенно прочно. Поэтому чрезвычайно важно добиваться гармоничного единства экономического поведения в общественной и личной жизни родителей. Вот некоторые принципы «финансового воспитания»:

- соблюдать гарантии неприкосновенности частной собственности. Тем, что принадлежит ребенку, может распоряжаться только он сам. Причем, это относится не только к деньгам, но и к игрушкам, книжкам и т.д. То есть, если оговорено, что данная вещь принадлежит ребенку – нельзя его ругать за то, что он вздумал ее подарить кому-то, или обменять, или просто испортил. Только осознание последствий своего поступка может в дальнейшем удержать ребенка от неверного шага. Иными словами, пусть лучше обнаружит, что зря подарил другу новенький самосвал, чем лет через 20 – опрометчиво расстался с автомобилем или квартирой. Можно вспомнить и свое детство, рассказать, как лично берегли (или не берегли) свои игрушки, и что из этого получилось. Иными словами, прорисовать перспективу «жизни» той или иной вещи. Тогда ребенок будет готов к тем неожиданностям, с которыми может столкнуться (потерялась, разбилась, порвалась – или: сохранилась так хорошо, что служила много лет, и была самой любимой);

- всегда объяснять, почему потратить деньги можно именно таким образом. В покупке важна не так сама вещь, а обсуждение вокруг нее – возможные варианты, соотношение качества и стоимости, ее влияние  на отношения с другими («Теперь ты сможешь пригласить своих друзей и послушать этот диск вместе с ними!»). Это приучает ребенка выбирать, а значит, анализировать существующие альтернативы. Советоваться с ним и при совместных покупках. Польза двойная: можно будет увидеть, каков ход его мыслей, что для него является критерием успешности покупки и получить иной взгляд со стороны;

- четко соблюдать договоренность: никаких «дополнительных» финансовых влияний, если ребенок нерационально распорядился первичной суммой; всегда надо отдавать обещанное, в противном случае – не обещать невыполнимого. Самая распространенная ошибка родителей – это компенсация утерянного (неправильно потраченного) ребенком;

- повышение самооценки, чувства собственного достоинства. Как любой навык – новый опыт прибавляет уверенности. Мера психологической зрелости – это мера ответственности. Чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях. Механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок;

- познание себя. Иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали. Все это ведет к рефлексии;

- радость благотворительности, безвозмездной помощи другим. Это важно! Можно даже предложить ребенку пожертвовать часть его средств на добрые дела и посмотреть, как он к этому отнесется. (Это хороший тест для родителей – кого же мы вырастили?);

- возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.);

- знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о  необходимости планомерного экономического воспитания детей.