«Подросток и рискованное поведение: причины девиаций»

05.09.2023

«Подросток и рискованное поведение: причины девиаций»

Одной из наиболее актуальных проблем действительности является массовое распространение среди подрастающего поколения курения, употребления алкоголя, наркомании и токсикомании, бродяжничества, агрессивности и других форм девиантного поведения. 

Что такое девиантное поведение подростков?

Во- первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во- вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера.

Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Постоянная критика. Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше, и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне. Диагностика девиантного поведения — достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами. Нужно быть предельно внимательными с детьми и подростками, чтобы не сломать их мечты, не разрушить веру в себя и собственные перспективы. Лучше предупредить развитие такого отклонения, чем потом пытаться исправлять последствия. Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних:

  • стремление получить сильные впечатления;
  • заболевания ребенка;
  • повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
  • неблагополучная ситуация в семье;
  • стремление к самостоятельности и независимости;
  • недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
  • отставание в учебе;
  • пренебрежение со стороны сверстников;
  • непонимание взрослыми трудностей детей;
  • недостаточная уверенность ребенка в себе;
  • отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
  • стрессовые жизненные ситуации;
  • напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);
  • примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;
  • чрезмерная занятость родителей;
  • конфликты с родителями;
  • обилие запретов со стороны родителей (педагогов);
  • постоянные нарекания, брань в семье;
  • слабость интеллектуальной сферы ребенка;
  • повышенная коммуникативность детей;
  • низкий уровень эмоционально — волевого контроля у детей;
  • одиночество, непонимание другими;
  • излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);
  • неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;
  • генетическая предрасположенность;
  • неравномерность психофизического и полового созревания;
  • отсутствие навыков социального поведения;
  • снижение культуры, интеллектуального уровня;
  • масса свободного времени;
  • скука, «просто так»;
  • желание обратить на себя внимание;
  • неполные семьи;
  • экономическая нестабильность;
  • влияние улицы.

 

Кто предотвращает девиантное поведение?

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума.

Очень важны для профилактики нежелательного поведения являются:

1) нормальные, доверительные отношения детей с родителями;

2) правильная организация досуга, именно из-за безделья подростки начинают находить для себя варианты коротания свободного времени, для этого идеально подойдут занятия спортом, кружки и тому подобное, главное, что необходимо – это учитывать интересы ребенка;    

3) пропаганда здорового образа жизни;

4) участие в тренингах и образовательных программах, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением.

Рекомендации родителям.

Зная основные причины того, почему поведение ребенка начинает отклоняться от нормы, можно заранее предотвратить их. Однако родители должны помнить, что предупреждение девиантного поведения это, прежде всего доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям. Если же время было упущено, то коррекция девиантного поведения возможна несколькими путями:

  1. Информирование ребенка и повышение его психологической грамотности относительно тех внутриличностных проблем, с которыми он столкнулся. Здесь могут помочь научные данные, опыт других людей и т.п.
  2. Воспитание метафорой. Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком — это общение с ним на языке метафор. Важно рассказать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку
  3. Занятия в различных секциях. Отдав ребенка в спорт или творческую группу, можно направить его интересы и энергию в положительное русло.
  4. Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ребенку разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

Только своевременная реабилитация и работа по психологической коррекции девиантного поведения позволяют избежать непоправимых последствий для самого человека и общества, в котором он живет.