«Виртуальная среда подростков: плюсы и минусы»

13.02.2023

«Виртуальная среда подростков: плюсы и минусы»

Ни для кого не секрет, что интернет - бесконтрольное и ничем не ограниченное средство передачи информации. В интернете размещено огромное количество материалов, не предназначенных для детей. Негативное влияние на детскую психику оказывают порнографические сайты, бесплатные веб – страницы, пропагандирующие насилие, различные провокационные идеи, а бесконтрольное увлечение интернет-играми приводит к формированию зависимости.

Вместе с тем у современной компьютеризации есть и плюсы: развитие у детей важнейших операций мышления - обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания, развитие интеллекта и зрительно-моторной координации. Интернет предлагает полезный образовательный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким.   На компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретая элемент игры. Работа на нем обучает детей новому, более простому способу получения и обработки информации. Но взрослые должны понимать, что «все хорошо в меру» и отсутствие специальных знаний и правил безопасности в интернет-пространстве легко превращает «плюсы» в «минусы».

Среди «рисков» для детей и подростков можно выделить следующие:

  • коммуникативные (интернет-хулиганство в виде запугивания, преследования, оскорбления, склонения к негативным и опасным для жизни поступкам и играм, «выуживание» личной информации, интернет-знакомства без согласия родителей и т.п);
  • электронные (хищение личной информации, вирусы);
  • потребительские (азартные игры на деньги, потеря денежных средств, приобретение некачественных товаров);
  • интернет-зависимость от компьютерных игр, которая приводит к глубоким изменениям личности - самоизоляции, неуравновешенности психики, патологической забывчивости и неопрятности, равнодушию к близким.

Онлайновые риски непредсказуемы, поэтому дети нуждаются в помощи взрослых. Необходимо учить детей безопасному поведению в интернете, предупреждать об опасностях виртуального мира, помогать ориентироваться в киберпространстве, учить искать полезную и нужную информацию.

В связи с этим особую важность приобретает просветительская работа педагогов с родителями.  Стоит вооружить родителей знаниями по профилактике рисков, связанных с   интернет - пространством у детей и подростков, распознаванию на ранней стадии зависимости от интернета, по коррекции данного явления силами семьи и специалистов.

Что может подсказать взрослым, что ребенок проводит много времени в интернет-пространстве и у него формируется или уже сформировалась компьютерная зависимость?

Стоит волноваться, если ребенок:

  • увеличивает интервалы времени, проводимого за компьютером;
  • демонстрирует неадекватное поведение в ответ на предложение выключить компьютер - вплоть до скандала;
  •  не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
  • расходует (или требует) значительные суммы денег на постоянное обновление, как программного обеспечения (в том числе игр), так и устройств компьютера;
  • начинает разговаривать во время игры сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
  • ощущает эмоциональный подъем, только когда садится за компьютер;
  • обсуждает компьютерные проблемы со всеми, хотя бы немного сведущими в этой области людьми, теряет интерес к происходящему вокруг. 
  • обесценивает то, что раньше было дорого и важно, имеет неопрятный внешний вид, выдает частые резкие перепады настроения, становится более агрессивным;
  • лжет, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал         хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам, часто пропускает школьные занятия по болезни или без причины;
  • сократил контакты с друзьями и сверстниками не имеет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • стал забывчив;
  • стал равнодушен к близким;
  • имеет нарушения сна: постоянно хочет спать, трудно встает по утрам, обычно в подавленном настроении.

    Считается, что зависимым можно считать человека, который в своих виртуальных путешествиях забывает о времени, ест перед монитором, а не за столом, а на обращение к нему практически не реагирует.

Какие особенности характера детей и подростков могут являться «рисками» для формирования зависимости от разного рода интернет-услуг?

  • трудности в общении с взрослыми и сверстниками (в том числе и с противоположным полом), обусловленные неуверенностью в себе и высоким уровнем тревожности;
  • необщительность в реальной жизни на фоне уверенности и индивидуализма;
  • заниженная или завышенная самооценка;
  • склонность к риску и авантюрам;
  • нонконформизм – стремление во что бы то ни стало противоречить мнению большинства;
  • эгоцентризм;
  • склонность к депрессивным состояниям;
  • склонность к избеганию проблем и ответственности;
  • боязнь одиночества;
  • потребность в социальной поддержке;
  • низкая мотивация к учебе, труду и др.

Предполагается, что использование интернет-ресурсов в качестве общения и самораскрытия характерно для детей, ощущающих некоторую недостаточность, неполноту, ущербность в обычной «реальной» жизни.

Совместный (интересный) досуг семьи и роль дополнительного образования как ресурс   профилактики.

Важно донести до родителей информацию о том, что дети и подростки намного реже демонстрируют нарушенное поведение, когда родители:

  • искренне интересуются делами ребенка, знают, чем он живет;
  • помогают ребенку решать его проблемы;
  • находят время на общение с ребенком, организуют совместный досуг, приносящий удовольствие и тем, и другим;
  • приобщают детей к семейным традициям и ритуалам;
  • следят за соблюдением ребенком режима дня, создают психологический комфорт дома;
  • стараются быть открытыми для контактов извне, поддерживает отношения с семьями друзей детей;
  • помогают организовать для ребенка досуг вне дома (кружки, секции и др.)

Единственный, на настоящей момент, проверенный способ не дать ребенку или подростку «присесть» на компьютерные игры и общение в чатах — это привлечь его в процессы, которые не связаны с виртуальной реальностью.

         Роль доверительных и дружеских отношений с ребенком – важнейший ресурс профилактики.

Если в семье между взрослыми и детьми сохраняются эмоционально теплые отношения, ребенок уважает родителей, доверяет им, прислушивается к их мнению. Родители должны донести до ребенка следующую информацию:

  • на компьютер необходимо ставить фильтры для защиты от вирусов и вредной информации;
  • компьютер нужен, прежде всего, для получения нужной и важной информации и позитивного общения;
  • в сети множество опасностей и есть люди, которые принуждают других совершать поступки, опасные для жизни;
  • не вся информация, которая появляется в сети, является правдивой и точной;
  • необходимо советоваться с родителем, когда сталкиваешься с нежелательной информацией или любым приглашением (склонением к чему-либо другим лицом);
  • важно сообщать родителям о любом «нападении» на себя;
  • родители отвечают за безопасность своего ребенка и должны быть в курсе того, с кем он общается, осуществлять адекватный возрасту контроль;
  • родители всегда придут на помощь;

       Очень важно чтобы родители своим примером показывали детям, как грамотно строить свои отношения с интернет-пространством и не сообщали детям о «новинках» (игры и т.п.), вызывая тем самым ненужный интерес.