ПЕСОЧНЫЕ ИСТОРИИ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЛИСТОЧКА И КОРОБКА ДЕТСТВА. ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЮДМИЛА ФЕДОРОВИЧ РАССКАЗАЛА О ТОМ, КАК УЧИТ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ ПОЗНАВАТЬ КРАСОТУ

20.10.2020
Песочные истории, приключения листочка и коробка детства. Педагог дополнительного образования Людмила Федорович рассказала о том, как учит детей через природу познавать красоту

 

В современном мире детей окружает множество увлечений и забав. Выбрать из них самые полезные и интересные для ребенка порой бывает непросто. Поэтому на помощь приходят педагоги дополнительного образования. Людмила Федорович делится с учениками своими знаниями и опытом на занятиях образцовой студии художественного творчества «Флородизайн» и объединения по интересам «Песочные истории» областного Дворца творчества детей и молодежи.

DPP_49481.JPG

Здесь ребята создают флористические композиции из природных материалов, учатся сохранять первозданную красоту растений, а затем уже отображают ее в своих рисунках на песке. В результате учебный процесс превращается в увлекательное и захватывающее занятие. Случайных ребят, которые пришли сюда просто по желанию родителей, в группе у Людмилы нет. А если все же среди учеников такие оказываются, опытный педагог всегда знает, как их заинтересовать и привить любовь к творчеству и красоте.

DPP_49484.JPG

Людмила родом из деревни Ёдкишки Вороновского района. После учебы в Гродненском педагогическом колледже, вернулась на малую родину. Работала в местной школе педагогом-организатором, вела рисование. Долгое время мечтала о том, чтобы научиться рисовать на профессиональном уровне, поэтому решила продолжить свое образование в вузе и поступила в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Здесь Людмила получила специальность учителя начальных классов и изобразительного искусства. Работала в школе и на частном предприятии, а спустя некоторое время перешла в областной Дворец творчества детей и молодежи.

Параллельно, работая заведующей отделом этнокулькультуры художественного образования, она открыла объединение по интересам «Песочные истории» – купила специальный стол, набрала детей и стала учить их технике рисования песком. И все просто потому, что сама заинтересовалась этим направлением: вечерами и ночами Людмила смотрела обучающие видеоролики, искала необычные подходы и техники и на основании своего опыта придумывала то, что могла бы передать ученикам.

 

DPP_49486.JPG
– Современным детям очень не хватает игр с песком. Если раньше в каждом дворе в песочнице играли целые компании малышей, то теперь такое встретишь не часто. А ведь у нас было столько хороших игр – и лепили, и строили замки, и обустраивали городки, – отмечает педагог. – На занятиях бывает так, что сначала ребята приходят и просто играют с песком, и только потом начинают рисовать. Этот процесс хорошо развивает воображение: сначала дети изображают кружочки и линии, которые потом складываются в замысловатые узоры. В результате получаются удивительные рисунки. Некоторые составляют наброски на бумаге, а уже после переносят их на такой холст. В работе с песком может быть использован и дополнительный материал, например, бумажные элементы.

 

В учебном классе на самом видном месте – поделки ребят и их педагога. Кто бы мог подумать, что из обычных еловых шишек можно соорудить причудливый букет? Все, что для этого нужно, – краски, клей, кисточка и, конечно, природный материал. К слову, он занимает одно из главных мест в каждой композиции, ведь, по мнению педагога, сама природа подсказывает нам, как должна выглядеть красота, и учит распознавать и любить эстетику в окружающем нас мире. Особую творческую атмосферу создают даже деревья за окном учебного кабинета – кроны нескольких грецких орехов уже окрасились в коралловый цвет и полыхают на радость ученикам и их педагогу.

IMG_20200928_111809.jpg

– Когда появилась возможность взять группу по флородизайну, я очень обрадовалась. Хотелось отойти от бумажной работы и больше времени посвящать творчеству и общению с детьми. Все это время меня тянуло к ученикам как магнитом, – замечает Людмила Федорович.

Занятия перешли в офлайн-формат только в начале учебного года. До этого ребята держали связь с педагогом в интернете: смотрели ее обучающие ролики, показывали результаты своих стараний в мессенджерах и чатах. Чтобы дети не скучали без занятий, Людмила стала придумывать и высылать им задания. Ребята рисовали по эскизам на манной крупе вместо песка, составляли летние букеты. Фотографиями проделанной работы обязательно делились с педагогом. К творчеству детей активно подключились и их родители – они с удовольствием поддерживают успехи детей и делятся снимками работ в общем чате группы.

IMG_20200921_104037.jpg

– Изначально родители холодно относились к декоративно-прикладному творчеству. Тогда я создала чат в Вайбере, где помимо справочной информации размещала фото с работами детей, показывала наш рабочий процесс, – рассказывает Людмила. – Во-первых, это увлекло детей – теперь они часто просят их сфотографировать с поделкой или рисунком, стараются выглядеть опрятно и нарядно, содержат в чистоте свое рабочее место. Во-вторых, родители, получая такие фотоотчеты с занятий, стали активнее интересоваться успехами своих детей, обсуждать и оценивать их работы, ставить лайки.

IMG_20201001_141155.jpgIMG_20201001_141202.jpg

Вместе с ребятами педагог готовится к конкурсам и выставкам. Одна из ближайших будет приурочена ко Дню матери. На ней представят портреты мам учеников, выполненные из природных материалов, которые дети сами собирали на летних каникулах. Людмила руководит студией с начала этого года, но на счету ее учеников уже несколько побед и призовых мест в областных, республиканских и международных конкурсах. Например, Диплом II степени в областном конкурсе флористической новогодней композиции «Новогодняя феерия», третье место в областном этапе республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!», первое место в областном конкурсе флористической открытки «Цветы победного мая» и многие другие.

Этим летом Людмила вместе с учениками участвовала в международном конкурсе проектов «Встреча с Восточной Европой». Его организатором является Министерство по делам семьи, детей, молодежи, культуры и спорта Северной Рейн-Вестфалии в Германии.

– Мои ученики принимали участие в номинации «Листок в приключенческом путешествии» с проектом «Белорусское путешествие». Он состоял из ряда рисунков с изображениями природных объектов Беларуси, объединенных в фоторепортаж юудто бы для Инстаграм. Мы долго думали над тем, каким должно получиться путешествие, и разложили его на шесть этапов: отправили листочек в Беловежскую пущу, прокатили его на тракторе, запечатлели в клюве у аиста, спустили на прозрачный лед голубой речки и так далее. Из трех с половиной тысяч проектов, которые участвовали в конкурсе, наш был признан одним из лучших и стал победителем.

IMG_20200928_164751.jpg

На своих занятиях педагог старается дать ребятам те знания, которые могут пригодиться им в жизни. Например, сделать коробочку для подарка или научить, как красиво оформить букет с помощью упаковочной бумаги.

Родителям своих учеников Людмила рекомендует делать коробки детства, в которых будут храниться самые милые и в то же время важные для ребенка, его мамы и папы вещи. Это могут быть рисунки, открытки, поделки, аппликации и все, что сделано руками малыша. Открыв такую коробку через пять, десять, двадцать лет, как дети, так и их родители наверняка вспомнят все самые трепетные моменты, связанные с этими предметами.

IMG_20200909_142435.jpgIMG_20200909_143226.jpg

– Детям на занятиях я всегда говорю: «Посмотрите на ту открытку, которую вы сейчас сделали. Возможно, в будущем, листая альбом или перебирая старые вещи, вы случайно ее найдете и растрогаетесь, ведь когда-то она была создана вашими руками». Такая случайная находка может согреть даже в самую трудную минуту.

Людмила считает, что в любом возрасте человек должен стремиться к развитию, но при этом сохранять частичку детской непосредственности и открытости. Особенно важно это для педагога, который должен найти подход к каждому ребенку. Поэтому вместе со своей дочерью Людмила изучает то, что нравится современному поколению, но не с целью покритиковать, наоборот – лучше понять своего ребенка:

– Для меня двигатель прогресса – это дети. Всегда хочется показать им что-то новое и интересное. Видеть их успехи и чувствовать отдачу – для меня это большое удовольствие.

 

Рэдакцыя газеты «Гродзенская праўда»

поделиться в: