«Использование проблемного обучения на занятиях декоративно-прикладного творчества»

22.02.2024

В рамках методической недели «Использование проблемного обучения на занятиях декоративно-прикладного творчества» педагогами были разработаны и проведены занятия с использованием проблемного обучения, способствующие повышению самостоятельности у учащихся кружков. Методы, которые были использованы педагогами: метод монологического изложения, диалогического, эвристического изложения.

С целью запоминания учащимися кружка «Юный моделист» отдельных знаний по теме «Изготовление макета из пенопласта», каждая технологическая операция выполнялась с опорой на образец, подсказку, намёк, содержание в явном или скрытом виде. Проблемная ситуация создавалась Лялько Д.И. на основе противоречий. При выполнении открытки ко Дню 23 февраля на занятии объединения по интересам «Мастерская чудес» для определения готовности учащихся понять технологию работы с бумагой педагог Ваганова И.К. создала проблемную ситуацию через подводящий к проблеме диалог, чтобы проблема была доступной пониманию учащихся. На этапе практической работы на занятии объединения по интересам «Калейдоскоп» (рук. Бельская М.Р.) через побуждающий к проблеме и подводящий от проблемы диалог учащиеся смогли самостоятельно воспроизводить и применять  теоретические знания и практические умения в технике «крейзи вул» — создание из пряжи невязаного и нетканого полотна. В процессе моделирования из фетра для Будревич Н. педагог Крысенель Р.В. создавала на основе противоречия условия для продуктивных действий учащейся, которая смогла самостоятельно воспроизвести усвоенную информацию и осуществить перенос знаний. Более того, учащаяся добавила что-то новое, доработала поделки и изобрела свое.

Таким образом, при разработке фрагментов занятий педагоги учитывали проблемные ситуации, которые создавались на основе противоречий, возникшие в практической деятельности: затруднении или удивлении при выполнении заданий. Методически правильно были построены диалоги (побуждающий и подводящий) в ходе решения проблемных ситуаций. Создаваемые проблемы были доступны пониманию учащихся. Можно считать, что разработанные педагогами занятия явились хорошей основой для развития самостоятельности учащихся.

Методистом Яварович В.В. была проанализирована диагностика на выявление уровня самостоятельности  учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества. В ходе наблюдения за учащимися и интерпретации  результатов диагностики, было выявлено «умения быстро включаться в работу» у 70% учащихся, «умения самостоятельно организовать свое рабочее место»  - 80% и нет учащихся, которые не умели бы организовать своё рабочее место самостоятельно. Анализ «умения конструировать объект труда»  происходит на высоком уровне у 60% учащихся, самостоятельное планирование этапов и способов деятельности происходит у 70% учащихся,  у 50% учащихся происходит постоянное осуществление самоконтроля.

Делая общий вывод по итогам методической недели, исходя из протоколов наблюдения и полученных результатов, мы пришли к выводу, что проблемное обучение даёт хорошую основу для развития самостоятельности учащихся. Данный вид обучения следует использовать на каждом занятии  декоративно-прикладного творчества.

 

 

 

поделиться в: